Wine Club Show_Restoran News.JPG
540х100_Restoran NEWS (1).jpg
"Отнимут ли хлеб" роботы у курьеров?

"Отнимут ли хлеб" роботы у курьеров?

"Отнимут ли хлеб" роботы у курьеров? 20.02.2024 Курьерская доставка стала одной из сфер, которая активно применяет новые технологии. С появлением роботов и искусственного интеллекта в доставке, возникает вопрос, отнимут ли они работу у курьеров? Человек все еще эффективнее машины или нет? Об этом предлагают порассуждать эксперты Евразия конф.

В России курьерская доставка имеет большую значимость, особенно в крупных городах. Благодаря развитию интернет-торговли и повышенным требованиям к уровню сервиса, спрос на курьерские услуги растет. Однако, чтобы удовлетворить этот спрос, приходится рассматривать применение новых технологий в доставке.

Одной из перспективных считают использование роботов. Роботы-курьеры могут быть эффективными и экономически выгодными решениями. Они уже умеют доставлять товары точно и вовремя, минимизируя возможность ошибок, которые допускает человек, и снижая затраты на оплату труда. В России  автономные роботы-доставщики работают в некоторых городах примерно с 2019 года.

Яндекс-инновации

Новость конца 2023 года о том, что Яндекс планирует расширить флот роботов-курьеров со 130 до 260 в 2024 году, возвращает к волнениям в курьерской среде - забастовке работников Delivery Club, на которой они, в том числе, возмущались наймом роботов. На пути прогресса встали страхи людей потерять доступную каждому работу. 

Однако, несмотря на то, что человеческие эмоции и технический прогресс не сходятся характерами, бизнес продолжает оптимизировать свои процессы через автоматизацию. Яндекс, к примеру, уже просчитал, что 15 роботов вполне хватит для жилого района с населением в 5 тысяч человек. В 2024 году они увеличат количество роботов вдвое, а к 2025 году планируют снизить стоимость роботизированной доставки. Сегодня роботов-курьеров предлагают для кафе, магазинов, супермаркетов. Они уже давно носятся по «Сколково» с документами, скоро, видимо, будут гонять по велодорожкам микрорайонов с продуктами наперегонки с самокатами. 

«Женщину вынули, автомат засунули»

Помните, эту фразу из фильма «Кин-дза-дза»? На эмпатии, свойственной человеку, герой фильма хотел сэкономить денег. Не вышло, в будке уже сидел робот, вместо женщины. Это наглядный пример того, что роботы действуют четко по инструкции – взяток и чаевых не берут, обслуживают по протоколу. Кроме того, эксперты говорят, что роботы окупаются, правда, долго, а стоят дорого. Пока человеческий труд дешевле. Кроме того, Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) отмечает,  что инновационная доставка требует хорошей инфраструктуры.

Перспективы далекие и близкие

Несмотря на потенциал роботов-курьеров, они не могут полностью заменить человека в этой сфере. Некоторые типы доставки, особенно в сложных условиях городской инфраструктуры или сфере доставки пищи, требуют гибкости, взаимодействия с клиентом и принятия нестандартных решений. Это то, в чем человек превосходит роботов. Кроме того, они больше людей подвержены негативным воздействиям среды – здесь все, включая  хулиганов и непредвиденное изменение ландшафта в виде вырытой ямы на месте коммунальной аварии. 

Вопросы инфраструктуры решаются не за один день, поэтому ближайшая перспектива – это роботы-курьеры, работающие внутри небольших микрорайонов на коротких маршрутах и на закрытых территориях больших складов, торговых домов, предприятий, особых экономических зон и прочих объектах.

Любые инновации должны пройти ряд испытаний жизнью, приспособиться к ней и опуститься в цене, чтобы их покупали не только ради имиджа компании. 

Пока точкой пересечения между искусственным интеллектом (ИИ) и традиционной курьерской доставкой на ногах или колесах является автоматизация отдельных процессов. Оптимизировать маршруты доставки, улучшить прогнозирование спроса, снизить затраты и повысить эффективность процессов – с этими задачами ИИ отлично справляется. 

Возможности применения новых технологий в сфере доставки огромные. Например, анализ данных позволяет предсказывать пиковые нагрузки и оптимизировать распределение ресурсов. Распознавание образов и голосовые ассистенты могут упростить взаимодействие с клиентами и улучшить качество обслуживания. 

Большинство экспертов приходит к единому мнению о том, что роботы-курьеры будут востребованы и популярны, но много позже. А пока, люди, занятые этим делом, без хлеба не останутся. На момент написания статьи, только в Москве свободных вакансий курьера мы насчитали более 10 тысяч, в Новосибирске и Казани – по одной тысячи, в Перми и Тюмене – по 500 свободных мест, в Уфе – около 600, в Томске – около 300 , в Ульяновске – почти 250. 

Как было сказано в начале, спрос на курьерскую доставку растет – люди становятся все более ленивыми и не желают выходить из дома, поэтому баланс сохраняется, а дальше… Ну, в крайнем случае, есть сценарий «Терминатора».