22.10 PIR EXPO 2024 540х100.jpg
540-100-Баннер-Resto-Expo-2024.jpg
Как часто россияне оставляют чаевые?

Как часто россияне оставляют чаевые?

Как часто россияне оставляют чаевые? 01.09.2024

Ресторанные эксперты

Чаевые всегда были важной частью сферы обслуживания, являясь своего рода благодарностью за качественный сервис. Аналитики «Макси Стафф» рассказывают о тенденциях в развитии культуры «чая» за последнее время.   

В России культура чаевых имеет свои особенности и в последние годы переживает определенные изменения. До 1917 года у обслуживающего персонала в трактирах и вовсе не было понятия зарплаты — они жили на чаевые. Хотя время изменилось, россияне продолжают оставлять на чай и временами даже существенные суммы. Однако так как страна большая, всегда будут различия в частоте и суммах чаевых в зависимости от региона, типа заведения или характера обслуживания.

Согласно данным сервиса SuperJob, в 2024 году россияне стали более щедрыми на чаевые. Средняя сумма, оставляемая на чай, увеличилась в гостиницах, на автозаправочных станциях, в такси и ресторанах. Традиционно самой популярной сферой для чаевых остаётся общепит. 

Гостиничный бизнес

В отелях чаевые традиционно оставляют портье, швейцарам и уборщицам. Однако, как отмечают представители гостиничного бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге, эта практика не столь распространена, как в ресторанах или кафе. Туристический поток в этих городах существенно изменился за последние годы, что негативно сказалось на доходности гостиниц: на смену иностранцам в структуре туристического потока пришли жители регионов. Поэтому в гостиницах на дополнительный заработок сотрудники не сильно рассчитывают. Максимум, что могут получить сотрудники отелей, — небольшие суммы за перенос багажа, которые варьируются от 500 до 1000 рублей. Таким образом, несмотря на общий рост, культура чаевых в России всё ещё далеко не так развита, как в странах Запада.

Рестораны и кафе

В этой отрасли клиент все еще остается щедрым: их оставляют 73% россиян, причем 31% делает это всегда, согласно данным SuperJob. В заведениях, где предлагается алкоголь и работают преимущественно женщины, чаевые могут оставлять чаще. Также клиент спешит поделиться дополнительной оплатой в местах с качественной инфраструктурой: QR-коды, смарт-бары и системы безналичных расчетов также способствуют росту дополнительных сборов.

Неудивительно, ведь в последние годы по мере того, как население переходило с наличных на банковские карты, объем чаевых падал. Также это было связано и с тем, что появилась практика включать сборы в чек. Хотя с 1 января 2021 года это прямо запрещено пунктом 19 Правил оказания услуг общепита. Тем не менее некоторые заведения этим охотно занимались и, вероятно, продолжают заниматься. 

Такси и курьеры

Чаевые доставщикам и таксистам встречаются реже, чем в общепите, но и здесь наблюдается тенденция к росту (шесть из 10 дают чаевые таксистам, 44% – курьерам). В доставке оценивают в первую очередь скорость и аккуратность, а в поездках – комфорт, вежливое обращение и помощь с багажом. 

Почему оставляют на чай?

Практика оставления чаевых в России значительно варьируется в зависимости от региона. В Москве и Санкт-Петербурге финансовое поощрение сотрудников является привычной практикой, особенно в премиальных заведениях. В этих городах размер «чая» может составлять 10–15% от суммы счета, если клиент остался доволен уровнем сервиса. В Сочи и на побережье Краснодарского края туристы платят и «чай», и туристический сбор. В то же время в менее развитых регионах России такая культура менее распространена.

Решение оставить дополнительную сумму зависит от множества факторов, включая уровень сервиса, региональные особенности, а также личные предпочтения и финансовые возможности. Вот несколько ключевых факторов:

1) Действительно впечатлило качество обслуживания
Очевидно, чем выше уровень сервиса, тем больше вероятность того, что клиент оставит чаевые. Вежливость, быстрота обслуживания, внимание к деталям — всё играет важную роль.

2) Тип заведения
Как упоминалось ранее, в кафе и ресторанах, особенно там, где продается алкоголь, люди также более щедрые. Например, в барах и клубах, где создается более непринужденная атмосфера.

3) Туризм
В регионах с высоким туристическим потоком, таких как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Крым, чаевые более распространены.

4) Сверх чека также платят люди с более высоким уровнем доходов. В регионах с менее обеспеченным населением эта практика встречается реже.

5) Технологии для «безнала» 
С переходом на безналичные средства чаевые стали платить реже, однако современные решения, такие как QR-коды и другие специальные системы помогают исправить этот момент.

На основании вышеприведенных данных можно сделать несколько выводов. Во-первых, культура чаевых в России постепенно развивается, хотя и остаётся неоднородной по всей стране, укрепляясь преимущественно в крупных и туристических городах. Во-вторых, безналичная оплата оказывает заметное влияние на частоту оставляемых чаевых, что требует от бизнеса адаптации и внедрения удобных систем. 

Итак, несмотря на имеющиеся вызовы, перспективы роста культуры чаевых в России выглядят позитивными. Улучшение качества сервиса, внедрение инновационных решений и повышение уровня жизни в регионах будут способствовать дальнейшему развитию этой практики.


 
Другие статьи