01.09.2024
Чаевые всегда были важной частью сферы обслуживания, являясь своего рода благодарностью за качественный сервис. Аналитики «Макси Стафф» рассказывают о тенденциях в развитии культуры «чая» за последнее время.
В России культура чаевых имеет свои особенности и в последние годы переживает определенные изменения. До 1917 года у обслуживающего персонала в трактирах и вовсе не было понятия зарплаты — они жили на чаевые. Хотя время изменилось, россияне продолжают оставлять на чай и временами даже существенные суммы. Однако так как страна большая, всегда будут различия в частоте и суммах чаевых в зависимости от региона, типа заведения или характера обслуживания.
Согласно данным сервиса SuperJob, в 2024 году россияне стали более щедрыми на чаевые. Средняя сумма, оставляемая на чай, увеличилась в гостиницах, на автозаправочных станциях, в такси и ресторанах. Традиционно самой популярной сферой для чаевых остаётся общепит.
Гостиничный бизнес
В отелях чаевые традиционно оставляют портье, швейцарам и уборщицам. Однако, как отмечают представители гостиничного бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге, эта практика не столь распространена, как в ресторанах или кафе. Туристический поток в этих городах существенно изменился за последние годы, что негативно сказалось на доходности гостиниц: на смену иностранцам в структуре туристического потока пришли жители регионов. Поэтому в гостиницах на дополнительный заработок сотрудники не сильно рассчитывают. Максимум, что могут получить сотрудники отелей, — небольшие суммы за перенос багажа, которые варьируются от 500 до 1000 рублей. Таким образом, несмотря на общий рост, культура чаевых в России всё ещё далеко не так развита, как в странах Запада.
Рестораны и кафе
В этой отрасли клиент все еще остается щедрым: их оставляют 73% россиян, причем 31% делает это всегда, согласно данным SuperJob. В заведениях, где предлагается алкоголь и работают преимущественно женщины, чаевые могут оставлять чаще. Также клиент спешит поделиться дополнительной оплатой в местах с качественной инфраструктурой: QR-коды, смарт-бары и системы безналичных расчетов также способствуют росту дополнительных сборов.
Неудивительно, ведь в последние годы по мере того, как население переходило с наличных на банковские карты, объем чаевых падал. Также это было связано и с тем, что появилась практика включать сборы в чек. Хотя с 1 января 2021 года это прямо запрещено пунктом 19 Правил оказания услуг общепита. Тем не менее некоторые заведения этим охотно занимались и, вероятно, продолжают заниматься.
Такси и курьеры
Чаевые доставщикам и таксистам встречаются реже, чем в общепите, но и здесь наблюдается тенденция к росту (шесть из 10 дают чаевые таксистам, 44% – курьерам). В доставке оценивают в первую очередь скорость и аккуратность, а в поездках – комфорт, вежливое обращение и помощь с багажом.
Почему оставляют на чай?
Практика оставления чаевых в России значительно варьируется в зависимости от региона. В Москве и Санкт-Петербурге финансовое поощрение сотрудников является привычной практикой, особенно в премиальных заведениях. В этих городах размер «чая» может составлять 10–15% от суммы счета, если клиент остался доволен уровнем сервиса. В Сочи и на побережье Краснодарского края туристы платят и «чай», и туристический сбор. В то же время в менее развитых регионах России такая культура менее распространена.
Решение оставить дополнительную сумму зависит от множества факторов, включая уровень сервиса, региональные особенности, а также личные предпочтения и финансовые возможности. Вот несколько ключевых факторов:
1) Действительно впечатлило качество обслуживания
Очевидно, чем выше уровень сервиса, тем больше вероятность того, что клиент оставит чаевые. Вежливость, быстрота обслуживания, внимание к деталям — всё играет важную роль.
2) Тип заведения
Как упоминалось ранее, в кафе и ресторанах, особенно там, где продается алкоголь, люди также более щедрые. Например, в барах и клубах, где создается более непринужденная атмосфера.
3) Туризм
В регионах с высоким туристическим потоком, таких как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Крым, чаевые более распространены.
4) Сверх чека также платят люди с более высоким уровнем доходов. В регионах с менее обеспеченным населением эта практика встречается реже.
5) Технологии для «безнала»
С переходом на безналичные средства чаевые стали платить реже, однако современные решения, такие как QR-коды и другие специальные системы помогают исправить этот момент.
На основании вышеприведенных данных можно сделать несколько выводов. Во-первых, культура чаевых в России постепенно развивается, хотя и остаётся неоднородной по всей стране, укрепляясь преимущественно в крупных и туристических городах. Во-вторых, безналичная оплата оказывает заметное влияние на частоту оставляемых чаевых, что требует от бизнеса адаптации и внедрения удобных систем.
Итак, несмотря на имеющиеся вызовы, перспективы роста культуры чаевых в России выглядят позитивными. Улучшение качества сервиса, внедрение инновационных решений и повышение уровня жизни в регионах будут способствовать дальнейшему развитию этой практики.